Вот один из многих авторемонтных заводов... Парк
станочного оборудования для ремонта двигателей традиционно огромен. Из
них только расточных станков для гильз цилиндров штук десять. Если не
больше. А производство уже не то, что было прежде, и продолжает
сокращаться. На вопрос, зачем столько оборудования, если при нынешнем
объеме производства и одного-то станка много, на заводе уверенно
отвечают: «Насущная производственная необходимость!» Каждый станок
настроен только на свой размер. Пожизненно. Навсегда. И оборудование
большую часть времени простаивает... Современное ремонтное предприятие в рыночных условиях подобного
расточительства себе позволить не может. Станки должны работать, а не
стоять. Иначе они не смогут оправдывать свою стоимость, давать зарплату
станочникам, окупать текущие затраты, приносить деньги на дальнейшее
развитие производства — нашего, отечественного. Очевидно, приобретая оборудование для моторного ремонта,
именно на эти факторы и следует ориентироваться в первую очередь. Но
одновременно не следует забывать и о качестве работ, которое должен
обеспечить тот или иной станок. Лишь один пример. При ремонте головок
блока цилиндров, в частности, для восстановления седел и направляющих
втулок клапанов, широко применяется комплект специнструмента фирмы
Neway. Этот вполне добротный инструмент
позволяет одному квалифицированному рабочему делать за день полный
ремонт по крайней мере трех головок блока.
В принципе такая производительность достаточна даже для
крупного автосервиса. Но бывают и сложные работы, такие как замена
седел, обработка сверхтвердых седел из отбеленного чугуна, причем с
высокой точностью. В этих случаях комплекта Neway будет недостаточно.
Нужен серьезный специализированный станок. Отечественная промышленность
таких не выпускает, а из иностранных выбор невелик — один из лучших
станков (модель 1/GS-20) предлагает фирма Sunnen. Замечательный станок,
но и цена вполне замечательная — в тридцать раз дороже комплекта Neway.
Чтобы окупить такой , получая несколько заказов в день, жизни не
хватит. Что же делать? Выход есть — надо сконцентрировать большое
число заказов, включив сюда по возможности не только единичных
клиентов, но и ремонтные предприятия. Только тогда потребитель получит
недостижимое прежде качество, а владелец станка — шанс его окупить. Совсем другая арифметика получается, когда речь заходит о
более дешевых, но редко используемых устройствах. В этой группе
окажутся станки для наварки шеек коленчатых валов, балансировочные
станки, установки для дефектоскопии валов или опрессовки головок и
блоков на герметичность. Это оборудование необходимо каждому мотористу
и без него в целом ряде случаев ремонт двигателя окажется ближе к
кустарному, чем к профессиональному. Но вот вопрос — а согласитесь ли
вы купить все это для своей мастерской? Вряд ли..! Потому что реальная
загрузка каждого из подобных станков даже на крупном автосервисе — час
в неделю, да и то удачную.
В таких условиях стремление делать все необходимые операции на
собственной базе, пусть и крупной, оказывается, по меньшей мере,
неразумным, хотя примеры такого подхода уже известны. Ведь покупать
оборудование придется за валюту, а продавать его «продукцию» —
ремонтные работы, за гривны. Заменить импортное оборудование часто нечем
— существующие отечественные станки, может быть, и не хуже, но многие
типы просто никогда не выпускались. Очевидно, такое «натуральное
хозяйство» никогда не позволит окупить вложенные в оборудование деньги.
Оборудование необходимо, но покупать невыгодно. Где же выход?
Он ничуть не изменился с незапамятных советских времен: специализация и
кооперация. Взять хотя бы крупные автохозяйства. Парк автомобилей
огромный, потребность в ремонте двигателей — не меньше. Во многих есть
своя станочная база. Если прошлифовать коленчатый вал можно на месте,
то его балансировку проще выполнить, например, в специализированном
цехе специальной фирмы, а не мучиться с «лишним» оборудованием
самостоятельно. Еще один пример — ремонт шатуна. Как известно, даже
благополучный на вид шатун часто деформируется в процессе работы.
Восстанавливать геометрию нижней головки приходится, по крайней мере, у
20-30% всех шатунов ремонтируемых двигателей. На эту операцию уходит примерно 20 минут. Чтобы загрузить
специализированный станок (стоимостью, кстати, 16 тыс. долл.),
необходимо в день обрабатывать шатуны 12—14 двигателей. Это очень много
даже для крупного авторемонтного завода. И в одиночку такой станок не
потянуть. Не следует впадать и в другую крайность — отказываться от
импортного оборудования вообще. Сегодня этот путь неперспективен из-за
отсутствия целого ряда станков отечественного производства. Гораздо
разумнее специализироваться и объединить усилия разных ремонтных
организаций. И тогда, возможно, комплект инструмента для обработки
алюминиевых блоков цилиндров стоимостью около 1600 долларов,
потребность в котором возникает не чаще одного раза в месяц, окупится
быстро. Примеры:
Специализированный станок для ремонта головок GS-20 может окупится, скорее всего, только при непрерывной работе в 2 смены
Станок
фирмы PRINCE для шлифовки коленвалов – дорогое, но очень нужное
дополнение к отечественному станку, если требуется высокая точность
Если доработать вертикально-хонинговальный станок CV-616, то здесь же можно ремонтировать и постели коленвала в блоках цилиндров
Станок для наварки шеек коленвалов – оборудование нужное, но используется редко
Специализированный станок для ремонта шатунов стоит недешево, но отечественных аналогов не имеет
|