Ремонт машин

Как с умом ремонтировать двигатели






Вот один из многих авторемонтных заводов... Парк станочного оборудования для ремонта двигателей традиционно огромен. Из них только расточных станков для гильз цилиндров штук десять. Если не больше. А производство уже не то, что было прежде, и продолжает сокращаться. На вопрос, зачем столько оборудования, если при нынешнем объеме производства и одного-то станка много, на заводе уверенно отвечают: «Насущная производственная необходимость!» Каждый станок настроен только на свой размер. Пожизненно. Навсегда. И оборудование большую часть времени простаивает...

Современное ремонтное предприятие в рыночных условиях подобного расточительства себе позволить не может. Станки должны работать, а не стоять. Иначе они не смогут оправдывать свою стоимость, давать зарплату станочникам, окупать текущие затраты, приносить деньги на дальнейшее развитие производства — нашего, отечественного.

Очевидно, приобретая оборудование для моторного ремонта, именно на эти факторы и следует ориентироваться в первую очередь. Но одновременно не следует забывать и о качестве работ, которое должен обеспечить тот или иной станок. Лишь один пример. При ремонте головок блока цилиндров, в частности, для восстановления седел и направляющих втулок клапанов, широко применяется комплект специнструмента фирмы Neway. Этот вполне добротный инструмент позволяет одному квалифицированному рабочему делать за день полный ремонт по крайней мере трех головок блока.

В принципе такая производительность достаточна даже для крупного автосервиса. Но бывают и сложные работы, такие как замена седел, обработка сверхтвердых седел из отбеленного чугуна, причем с высокой точностью. В этих случаях комплекта Neway будет недостаточно. Нужен серьезный специализированный станок. Отечественная промышленность таких не выпускает, а из иностранных выбор невелик — один из лучших станков (модель 1/GS-20) предлагает фирма Sunnen. Замечательный станок, но и цена вполне замечательная — в тридцать раз дороже комплекта Neway. Чтобы окупить такой , получая несколько заказов в день, жизни не хватит.

Что же делать? Выход есть — надо сконцентрировать большое число заказов, включив сюда по возможности не только единичных клиентов, но и ремонтные предприятия. Только тогда потребитель получит недостижимое прежде качество, а владелец станка — шанс его окупить.

Совсем другая арифметика получается, когда речь заходит о более дешевых, но редко используемых устройствах. В этой группе окажутся станки для наварки шеек коленчатых валов, балансировочные станки, установки для дефектоскопии валов или опрессовки головок и блоков на герметичность. Это оборудование необходимо каждому мотористу и без него в целом ряде случаев ремонт двигателя окажется ближе к кустарному, чем к профессиональному. Но вот вопрос — а согласитесь ли вы купить все это для своей мастерской? Вряд ли..! Потому что реальная загрузка каждого из подобных станков даже на крупном автосервисе — час в неделю, да и то удачную.

В таких условиях стремление делать все необходимые операции на собственной базе, пусть и крупной, оказывается, по меньшей мере, неразумным, хотя примеры такого подхода уже известны. Ведь покупать оборудование придется за валюту, а продавать его «продукцию» — ремонтные работы, за гривны. Заменить импортное оборудование часто нечем — существующие отечественные станки, может быть, и не хуже, но многие типы просто никогда не выпускались. Очевидно, такое «натуральное хозяйство» никогда не позволит окупить вложенные в оборудование деньги.

Оборудование необходимо, но покупать невыгодно. Где же выход? Он ничуть не изменился с незапамятных советских времен: специализация и кооперация.

Взять хотя бы крупные автохозяйства. Парк автомобилей огромный, потребность в ремонте двигателей — не меньше. Во многих есть своя станочная база. Если прошлифовать коленчатый вал можно на месте, то его балансировку проще выполнить, например, в специализированном цехе специальной фирмы, а не мучиться с «лишним» оборудованием самостоятельно.

Еще один пример — ремонт шатуна. Как известно, даже благополучный на вид шатун часто деформируется в процессе работы. Восстанавливать геометрию нижней головки приходится, по крайней мере, у 20-30% всех шатунов ремонтируемых двигателей.

На эту операцию уходит примерно 20 минут. Чтобы загрузить специализированный станок (стоимостью, кстати, 16 тыс. долл.), необходимо в день обрабатывать шатуны 12—14 двигателей. Это очень много даже для крупного авторемонтного завода. И в одиночку такой станок не потянуть.

Не следует впадать и в другую крайность — отказываться от импортного оборудования вообще. Сегодня этот путь неперспективен из-за отсутствия целого ряда станков отечественного производства. Гораздо разумнее специализироваться и объединить усилия разных ремонтных организаций. И тогда, возможно, комплект инструмента для обработки алюминиевых блоков цилиндров стоимостью около 1600 долларов, потребность в котором возникает не чаще одного раза в месяц, окупится быстро.

Примеры:


Специализированный станок для ремонта головок GS-20 может окупится, скорее всего, только при непрерывной работе в 2 смены


Станок фирмы PRINCE для шлифовки коленвалов – дорогое, но очень нужное дополнение к отечественному станку, если требуется высокая точность


Если доработать вертикально-хонинговальный станок CV-616, то здесь же можно ремонтировать и постели коленвала в блоках цилиндров


Станок для наварки шеек коленвалов – оборудование нужное, но используется редко


Специализированный станок для ремонта шатунов стоит недешево, но отечественных аналогов не имеет

Категория: Опыт ремонтных предприятий | Добавил: warrcan (20.02.2009)
Просмотров: 971 | Теги: ремонт машин, новые технологии | Рейтинг: 0.0/0