Технология
ведения конспектов
Зачем вообще нужен конспект?
Некоторые преподаватели (преимущественно при стационарной форме
обучения) требуют обязательного ведения конспектов и периодически
собирают их на проверку. Конспект обязательно пригодится при подготовке
к экзаменам. Например, с помощью моих конспектов к экзаменам готовились
не только я и мои подружки-одногруппницы, но еще и две мои подруги
на год и на два младше. Конспект даже может пригодиться во время
работы. Несмотря на то, что мои конспекты ощутимо потрепаны тремя
поколениями студентов - время от времени я прибегаю к их помощи,
решая рабочие вопросы.
Конспектировать с непривычки не так-то просто.
Бесполезно пытаться записать дословно всю лекцию: средняя скорость
русской речи составляет 125 слов в минуту, а среднестатистическая
скорость письма человека - 50-70 слов в минуту.
Лектор не диктует в темпе, подходящем для дословной записи, а объясняет,
рассуждает, ведет диалог с учениками и т.д. Следовательно, механический
диктант не оставит возможностей для размышления и анализа услышанного
и принесет больше вреда, чем пользы.
Таким образом, конспектирование становится полезным только тогда,
когда записано самое существенное.
Конспектируя, студенту приходится одновременно слушать, анализировать,
выбирать и писать. Студент должен отслеживать основные идеи из объяснения
преподавателя, держать в уме ход объяснения целиком, одновременно
записывая так, чтобы потом можно было прочесть написанное и восстановить
в памяти содержание лекции.
И, самое важное, этими конспектами лекций придется систематически
(или периодически :)) пользоваться. Следовательно, конспект нужно
вести так, чтобы с ним потом можно было работать - и чтобы работать
с ним было удобно.
Для успешного овладения технологией ведения конспектов
достаточно усвоить несколько простых правил:
1. Убедитесь, что вы понимаете свой почерк.
Около 60% людей с трудом разбирают свои собственные записи. Следовательно,
конспект нужно стараться вести разборчивым почерком, четко и аккуратно.
2. Покупайте для конспектов тетради с полями.
На полях вы сможете указывать дату лекции, помечать особо важные
или непонятные места (!, ? и т.д.), делать специальные пометки,
которые помогут вам пользоваться конспектом на экзамене (и такое
бывает :)).
3. "Шапка" конспекта должна включать в
себя следующие пункты: дата, тема, суть рассматриваемых на лекции
вопросов (план лекции). Это значительно облегчит дальнейшую работу
с конспектом.
4. Сделайте конспект наглядным.
Меня очень часто на экзаменах выручала зрительная память - мысленно
перед глазами "всплывала" необходимая часть конспекта.
Особенно это оказывалось кстати, когда речь шла о схемах, таблицах,
последовательности действий. Естественно, если конспект весь монотонно-синий,
перед глазами "всплывать" просто нечему. Для наглядности
конспекта советуют использовать различные приемы: составлять схемы,
таблицы, зарисовки, выделять и подчеркивать, использовать ручки
разных цветов. Не следует, конечно, пользоваться 18 разноцветными
фломастерами, но 2-3 цвета при ведении конспекта помогут вам ориентироваться
в нем, выделить наиболее важные места и т.д. С этой же целью можно
подчеркивать или обводить рамочкой ключевые слова и самые важные
фразы, выделять термины ПРОПИСНЫМИ буквами.
5. Не загромождайте страницу.
Отделяйте один смысловой отрывок от другого через абзац (красную
строку). Не жалейте места - пропустите строчку-другую, оставьте
немного свободного места после каждого пункта темы, чтобы можно
было потом добавить пару строк при необходимости.
6. Не бойтесь спрашивать и дописывать конспект.
Если какую либо мысль лектора не удалось записать, нужно оставить
место (можно сделать пометку на полях) и заполнить этот пробел,
обратившись после занятия к одногруппникам или к преподавателю.
Если вам что-то непонятно, поставьте на полях вопросительный знак,
и при первой же возможности спросите у преподавателя.
7. Старайтесь не пользоваться копиями чужих конспектов.
Если вы забыли тетрадь по какому-либо предмету, не отказывайтесь
от ведения конспекта. Носите с собой на всякий случай самую дешевую
тетрадку "на растерзание". Естественно, больше всего вам
она пригодится для игр в "Морской бой", но иногда случаются
непредвиденные ситуации - например, внезапная самостоятельная работа
или забытая тетрадь. Придя домой, вы просто вложите листы с конспектом
в соответствующую тетрадь.
Если же вы пропустили занятие, не поленитесь - перепишите конспект
одногруппника от руки. Возможно, у вас возникнут вопросы к нему
или преподавателю, да и свой почерк как-то роднее.
8. Неправильно написанное или ставшее неактуальным
нужно зачеркивать аккуратно, но так, чтобы сразу было видно, что
данный текст вымаран. Пару строчек можно зачеркнуть сплошной прямой
линией, а рисунки, таблицы, схемы или абзац - двумя линиями крест-накрест.
Я иногда наклеивала поверх зачеркнутого подходящий по размеру кусочек
бумаги с новой, правильной, информацией.
9. Сокращайте слова, используйте символы.
Необходимо научиться писать текст не только разборчиво, но и быстро.
Для того чтобы успевать конспектировать за лектором, не упуская
ход объяснений, пользуйтесь общепринятыми сокращениями и изобретайте
свои собственные. Однако следует пользоваться только понятными для
вас сокращениями слов, дабы не тратить время на зашифровку и расшифровку
написанного.
Лучше всего сокращать, оставляя корень слова. Короткие слова (5-7
букв) вообще не стоит сокращать. Можно сокращать часто встречающиеся
специальные термины. Часто для сокращений используются математические
символы, известные со школьной скамьи. Например:
">" значит "больше";
"<" значит "меньше";
"->" значит "далее" (очень удобный знак,
когда записываешь последовательность действий);
"ЧТД" значит "что и требовалось доказать";
"мат." значит "материалы";
стрелочка вверх значит "повышение", а вниз - "понижение"
и т.п.
10. Изучая материал самостоятельно - конспектируйте.
Самостоятельная работа с книгой имеет в ВУЗе не
меньшее значение, чем лекции. Запись изучаемого - лучшая опора для
памяти при работе с книгой.
Основной принцип конспектирования при работе с книгой - лишь самое
существенное и в кратчайшей форме.
Различают три формы выписывания при работе с книгой:
- дословная выписка (цитата). Выписывая цитату, не забудьте указать
ее источник: фамилию и инициалы автора, название книги или статьи,
название издательства, год издания, страницу - эта информация в
последующем может пригодиться для реферата, курсовой или диплома.
- тезисная форма записи, когда выписываются кратко сформулированные
основные мысли автора.
- конспективная выписка. В данном случае кратко записываются важнейшие
составные пункты, тезисы, мысли и идеи текста.
Старайтесь придерживаться этих правил - и ваши конспекты
будут ценным подспорьем как в учебе, так и, возможно, в работе.
|